Яндекс.Метрика
Население нашей страны всегда относилось к банковской системе с некоторым недоверием. Особенно это стало проявляться после развала СССР и нестабильностью экономики тех лет. Основная часть сбережений граждан страны аккумулировалось в учреждениях Сберегательного банка СССР. На протяжении многих лет вклады размещались под незначительный процент, доходность их составляла не более 2-3 процентов в год.

Непродуманное реформирование экономики страны, конца двадцатого столетия, привело к полной отмене государственного влияния на ценообразование. В результате на потребительском рынке произошел резкий всплеск цен на товары и услуги, а затем неудержимый рост инфляции обесценил все, накопленные за многие годы, средства граждан. В течение короткого времени эти средства обесценились в десятки раз. В стране внедрялась рыночная экономика, приватизировались предприятия многих отраслей народного хозяйства, банки, учреждения. 20 июня Сберегательный банк СССР стал акционерным коммерческим банком. Дата образования Сбербанка России стала отправной датой, с которой вклады граждан страны, находившиеся в банке на эту дату, были признаны государственным долгом.

Правительством России принимались меры по компенсации накоплений граждан, уже в мае 1995 года Федеральным законом №73 было четко указано на обязательность такой компенсации. В дальнейшем, начиная с 1996 года, решением правительства компенсация вкладов была начата, компенсации подлежала только 1 тысяча рублей вклада, если сумма вклада была больше 1 тысячи рублей. С каждым годом порядок выплат претерпевал изменения, добавлялись новые льготные категории граждан, менялся их возраст, начали производиться выплаты на ритуальные услуги.

Выплата компенсации по вкладам продолжена и в текущем году. Действующим постановлением Правительства № 1092 предусмотрена компенсация вкладчикам или их наследникам в тройном или в двойном размере в зависимости от года рождения вкладчика или наследника. Кроме того продолжаются выплаты денежных средств на ритуальные услуги по вкладам умерших вкладчиков. Размер выплат зависит от времени закрытия вклада, если он закрывался и от суммы, которая хранилась на вкладе.

Для получения компенсации вкладчик или его наследник обязаны обратиться в учреждение Сберегательного банка по месту жительства и представить требуемые документы. Вкладчик представляет паспорт и сберегательную книжку, а наследник кроме этого еще документ, подтверждающий кончину вкладчика и свои наследственные права. Работа по организации выплат компенсации выполняется учреждениями Сбербанка России, на эти цели используются средства из федерального бюджета, которые законодательно выделяются правительством страны. Конечно, сумма текущих выплат не может являться полной компенсацией утраченных накоплений граждан. Выплачиваемые суммы компенсации могут являться лишь социальной поддержкой малообеспеченной части населения страны.

В настоящее время Министерством финансов России подготовлен проект закона о дальнейшем погашении государственного долга по дореформленным вкладам в Сбербанке и изменению законодательных актов по этому вопросу. Этот законопроект предлагает завершить всю работу по погашению накоплений граждан, которые хранились в Сбербанке на 20 июня 1991 года, до 2020 года. Таких вкладов было открыто на сумму более 315 млрд. советских рублей. Если опираться на закон 1995 года, то полная выплата должна проводиться в соотношении примерно 85 сегодняшних рублей на 1 рубль накоплений. Но, по мнению финансистов, такие выплаты сейчас сделать невозможно, это может привести к полному краху финансовой системы РФ. При выполнении этой операции потребовалось бы не менее трех годовых бюджетов страны. Поэтому Минфин предлагает только в четыре раза увеличить компенсационные выплаты по дореформленным вкладам. Выплаты будут проводиться с учетом ранее уже полученных денежных средств. Кроме того законопроектом не предусматривается выплата средств на ритуальные услуги в случае кончины вкладчика. Эту работу Минфин предлагает завершить в декабре 2020 года, объем выплат при этом должен составить около 340 млрд. рублей.

Министерство экономики РФ подвергло критике данный законопроект, назвав соотношение 4:1 незначительным и произвольным. Прямого обоснования такого низкого коэффициента конвертации законопроект не содержит, поэтому Минэкономики считает, что имеется достаточное количество вариантов к его изменению. Ведомство в заключении резюмирует, что этот законопроект конечно комфортен для бюджета, но в связи с большой социальной значимостью компенсационных выплат этот документ необходимо доработать.

Что будет дальше с компенсацией дореформенных вкладов

[Главная][Статьи][Калькулятор доходности]