Зачем биометрия банку

Программа сбора персональных биометрических данных в российских банках стартовала в 2018 году. Центральный Банк России определил основные параметры распознавания человека. Несмотря на то, что в биометрию могут входить фото оболочки глаза, рисунок вен, отпечаток пальцев и форма ладони, самым распространенным сбором данных в финансовых организациях является – голос и лицо. Выбор ЦБ очевиден, так как любое цифровое устройство, телефон или ноутбук, способны распознать эти параметры. Доступность имеет большое значение для масштабности запуска цифровизации на территории России.

Человек по собственному желанию может обратиться в кредитно-финансовый институт, как для снятия идентификационных данных, так и для удаления цифрового образа. Обработка личных данных является добровольной и бесплатной услугой. Если биометрия сдана в одном из банков, пересдавать в другом не потребуется. Информация собирается в единую биометрическую систему, что в последующем позволит упростить клиентское обслуживание.

Процедура оформления занимает 10 минут при наличии паспорта РФ и СНИЛС. В банке сотрудник фотографирует и записывает голос клиента, при простудном состоянии биометрию сдавать не следует. После сдачи цифрового образа на сайте Госуслуг появляется информация о том, что клиент зарегистрирован в единой биометрической системе. Цифровой шаблон желательно менять каждые 3 года, так как со временем голос и лицо человека меняется. При потере голоса или изменений в тембре звуков, бросившего курить, в систему клиент зайти не сможет, пока не произойдет восстановление голосовых связок.

Во многих банках уже активно используют цифровизацию для мобильности управления процессами кредитования, открытия вкладов и счетов дистанционно. «Хоум-кредит» выдает в режиме онлайн потребительские ссуды, а «Тинькофф банк» с помощью идентификационного шаблона открывает счета. Теперь круглосуточно и независимо от места нахождения потенциальный клиент может получать дистанционно услуги банка, в том числе кредитование.

Для того чтобы произвести банковские операции посредством электронной идентификации, достаточно иметь телефон или компьютер с микрофоном. На сайте кредитной организации человек вводит логин и пароль портала государственных услуг, произносит на камеру цифры, отразившиеся на экране, звукозапись отправляется в единую биометрическую систему, где сравнивается со штампом, предоставленным при сдаче биометрии. При положительном результате, принимается решение об открытие счета, вклада или оформлении кредита. Таким образом, исчезнет потребность в огромном количестве паролей при наличии доступа к Госуслугам и облегчится коммуникация банков и клиентов.

В ближайшем будущем рассматривается возможность снимать денежные средства через банкомат по голосу и лицу. Предполагается, что удаленная идентификация позволит пользоваться банковскими продуктами пожилому или маломобильному населению, например, с ограничением по зрению.

Плюс цифровой идентификации в возможности предотвращения мошенничества, таких как предоставление кредитов или открытие счетов по украденному паспорту. Биометрические алгоритмы обмануть сложнее, в отличие от человека, так как система даже распознает голоса близнецов.

Несмотря на положительные стороны биометрии, всегда остаётся риск хищения цифровых данных, что опаснее любой кражи паролей или банковских карт.